Воспитание без насилия
Нельзя воспитывать щенков
Посредством криков и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй позови щенка!..
Где раздают щенкам пинки.
Там воспитатели - пеньки.
С. Я. Маршак
Проблема насилия, жестокого и небрежного обращения с детьми стоит достаточно остро во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Жестокое обращение с ребенком наносит огромный вред физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство жестокости.
В отношениях взрослых и детей очень часто существуют барьеры, по одну сторону находятся взрослые, по другую – дети. Взрослые имеют «правильные» ответы на все вопросы. Традиционно считается, что взрослые знают лучше, что для детей полезно или вредно, пытаются постоянно «втиснуть» ребенка в рамки воображаемой модели идеального поведения. Любое отклонение от данного курса однозначно расценивается ими как крамола и подрыв собственного авторитета. В итоге - окрик, подзатыльник, строгие наказания.
Такая тактика вполне обычна в отношении родителей к детям. И что самое страшное, насилие становится нормой жизни во многих семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей.
Насилие – это то, что основано «на силе», иными словами, это отношения людей, построенные на силе. Риторический вопрос в отношениях взрослого и ребенка: «Кто с силой?»
Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. У многих родителей, особенно у отцов, сложилось представление о воспитании, как некоторых насильственных действиях – криках, угрозах, побоях. А причина кроется в том, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создавая свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, часто решают свои семейные проблемы точно так же. И если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколение.
Наиболее распространенными являются следующие виды насилия:
- Физическое - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание, в результате чего у него возникает нарушение физического и (или) психического здоровья и развития либо наступает летальный исход. Исследования современных ученых подтверждают, что у детей, которые подвергаются физическому насилию, в дальнейшем возникают проблемы с поведением, они оказываются более агрессивными и нервными. 16 стран – члены ЕС – в законодательном порядке запретили телесные наказания детей за проступки в школе и дома, посчитав, что их использование может привести к серьезным последствиям как для самих детей, так и для нации в целом.
- Эмоциональное (психическое) – ребенок испытывает постоянную нехватку внимания, любви и заботы родителей, в свой адрес слышит лишь угрозы и насмешки взрослых. К ребенку предъявляются чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту и, как следствие, не могут быть им выполнены. Это приводит к потере ребенком чувства собственного достоинства и уверенности в себе, нарушению его эмоционального развития.
- Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними удовлетворения сексуальных потребностей. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, демонстрация ее детям, вовлечение их в занятия проституцией – разновидности сексуального насилия. Ребенок, подвергающийся сексуальному насилию в семье, испытывает трагедию, поскольку воспринимает насилие как предательство близкого человека, боится огласки и часто скрывает противоправные действия взрослых.
- Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
– нанесение физических повреждений;
– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Насилие имеет место и в тех случаях, когда взрослые о нем знают и сознательно не препятствуют.
Испытанное в детстве насилие оставляет след на всю жизнь человека и имеет два последствия: слабая личность подавляется, сильная – протестует. Протест часто выражается в насильственном или в противоправном поведении человека.
К сожалению, наказание является одним из ведущих методов семейного воспитания. По мнению большинства родителей, это позитивный способ оказания воздействия на ребенка. Зададимся вопросом, что такое наказание и насколько оно эффективно?
Наказание — это вовсе не наказывающее действие со стороны взрослого, а то, что происходит в душе ребёнка, то, что он при этом переживает. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого человек хочет как можно быстрее избавиться и никогда больше не переживать. Чтобы наказание возымело действие, ребёнок должен пережить чувство вины. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия либо напрасная трата энергии. Весь возбуждаемый на ребёнке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто наказывает. Воспитатель оказывается в роли палача, который высек или отругал провинившегося, но тот за собой никакой вины не увидел.
Действенное наказание имеет тройное значение:
- оно должно исправить вред, причинённый дурным поведением (ребёнок должен убрать разбросанные вещи, починить сломанную вещь и т.п.);
- должно возыметь отпугивающий, устрашающий смысл и способствовать тому, чтобы такие действия впредь не повторялись;
- ставит своей целью снятие вины.
Таким образом, наказание эффективно, если ребенок признаёт и принимает свою вину. Из этого следует, что если взрослые наказывают ребёнка из-за плохого настроения, собственной нетерпеливости, беспомощности, приступов злобы, то наказание приносит вред. Ребёнок страдает, плачет, просит прощения, но в eго понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, ни облегчения и урока на будущее.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку, открыться.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите,
Ни родитель, ни учитель.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите,
Ни родитель, ни учитель.
3. Баева
Рекомендации для родителей
- Прибегая к наказанию ребенка, помните, что частые наказания обесцениваются.
- Важно помнить, что при прочих равных условиях одно и то же наказание тем сильнее влияет на поведение человека, чем ближе момент его выполнения. Наказание, готовое обрушиться сейчас, действует гораздо сильнее, чем наказания, отодвигаемые в неопределённое будущее, и чем они дальше отодвигаются, тем степень их влияния становится меньше. Очень маленькое, но близкое наказание может быть равносильно жестокому, интенсивному наказанию.
- Эффективность наказания зависит от того, каких важных для него благ или ценностей лишится наказуемый.
- Общаться с ребенком только в спокойном состоянии. Нельзя вступать во взаимодействие с ребенком в состоянии раздражения и нервного возбуждения. Сначала необходимо успокоиться и только потом разбирать поступок и определять меры наказания.
- Обучаться самим и обучать детей методам эмоциональной саморегуляции.
- Учить детей методам конструктивного разрешения конфликтов, и самому родителю быть в этом плане примером.
- Нельзя наказывать ребенка за то, что он не в состоянии выполнять в силу возраста или психофизиологических причин (например, наказывать холерика или маленького ребенка за то, что он не может долго сидеть тихо и т.п.).
- Ребенку необходимо объяснить свои требования, что можно делать, а что нельзя, и за что могут наказать. И только потом за осознанное нарушение требований можно применять санкции.
- В семье должны быть четкие и одинаковые требования, соблюдать в отношении ребенка единство требований со стороны взрослых.
- Требования к ребенку должны быть последовательными и обоснованными. Не разрешать без причин то, что запрещали ранее.
- Прежде чем наказывать ребенка, необходимо объективно разобраться в мотивах его поступка.
- Причиной поступка может быть действие «за компанию». Необходимо развивать у детей критическое и аналитическое мышление и умение сказать «нет».
Литература:
- Наумчик В.Н., Паздников М.А. Насилие и ненасилие в философии и педагогике / Сацыяльна-педагагічная работа № 3, 2009г.
- Волович Т.В. Насилие в семье как психолдого-педагогическая проблема и пути ее решения. / Кіраванне ў адукацыіі № 9, 2006.
- Никитко Е.А. Насилие в семье: истоки и последствия / Сацыяльна-педагагічная работа № 5, 2010г.
- Чуменко Е.В. Рассуждения о «кнуте и прянике» / Пачатковае навучанне, №4, 2009г.
- Наумчик В.Н. Свобода и ненасилие в воспитании / Адукацыя і выхаванне № 10, 2000.
- Сенько Т.В. Семья и психологическое насилие над детьми / Адукацыя і выхаванне № 6, 2000.
- Чуменко Е.В., Осипова Е.А. Жестокое обращение с детьми / Сацыяльна-педагагічная работа № 1, 2005г.
- Молвик Е.В. Сотрудничество с родителями по предупреждению насилия над детьми. / Сацыяльна-педагагічная работа № 11, 2010г.
- Островский С.Н. Наказание с любовью (Актуальные вопросы семейного воспитания). / Сацыяльна-педагагічная работа № 1, 2007г.
- Родительские собрания в первом классе. План-сценарий встречи с родителями «Детство без слез» / Пачатковае навучанне, №4, 2009г.
Педагог-психолог
Г.А.Шваб